Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Пура Афанасьевского района Кировской области

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ ООШ

__________________________

               Т.А.Казакова

Приказ № __ от __.__.2011г.

 

Рассмотрена на заседании

педагогического совета.

Протокол № __ от ________ 2011 г.

 

 

 

Принята

на заседании Совета школы.

Протокол № 1___от _____ 2011 г. 

Председатель  Cовета школы

_____________________________      

                Порубова В.В.

                                         

Программа духовно- нравственного развития, воспитания младших школьников

(1-4 класс)

                                   Составители программы: Классные руководители 1-4 классов

Пояснительная записка

     Программа даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

    Программа разрабатывается с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических  иных особенностей региона, запросов семей и других объектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации  обучающихся, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов. 

   Образовательное  учреждение будет создавать условия для реализации указанной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи,  своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте  формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его ответственного поведения в обществе и семье.

Актуальность программы

          Актуальность  определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании, как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

В младшем школьном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.

            Основная цель заключается  в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и школы воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.

Данная программа - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых  решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

Проблемный анализ

        Результаты диагностики показали, что основная доля нарушений в развитии и поведении детей имеет духовно – нравственные корни. Педагогические традиции семьи, передаваемые из поколения поколению, утрачены. Большинство родителей (87%) видят смысл образования детей в духовном просвещении и воспитании. Поэтому необходимо восстановить,  использовать и продолжить развивать отечественные педагогические традиции на основе трудов К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко,  В.В.Зеньковского, святителя Тихона Задонского, Иоанна Златоуста и др., которые расширяют возможности отечественных педагогических традиций для обновления воспитания. Работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо строить на основе приобщения детей и родителей к доступным пониманию главных святынь и духовных ценностей России. Система ценностей, закреплённая в традициях, необходима для удовлетворения духовных потребностей, поиска жизненных целей, идеалов и высших ценностей. Духовное - нравственное воспитание осуществляется на основе   уважения к старшим, ко всем членам своей семьи, родным и близким, способствует развитию основных способностей и является средством преодоления разобщенности между детьми и родителями в семье, между детьми в коллективе, между семьей и школой, между человеком и традиционной культурой.

  Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

-формирование потребности в здоровом образе жизни;

-воспитание патриотизма и гражданственности;

-формирование духовности младших школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

-эстетическое развитие детей;

-сотрудничество семьи и школы;

-обращение к духовно – нравственным традициям  и ценностям своего народа.

       Программа духовно- нравственного воспитания младших школьников является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии младшего школьника из деструктивного направления в конструктивное.

Цель:

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям, возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.

Задачи:

-Становление духовно-нравственных ценностей у обучающихся.

-Воспитание  чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через  компетентностный подход в образовании.

-Формирование стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

-Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.

-Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Основные принципы программы:

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия младшего школьника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ), учёт требований типовых программ, многоуровневость.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

 Основное содержание программы.

Программа включает в себя 6 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска школы, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки,  учреждений здравоохранения, редакции газеты «Призыв», общественных организаций.

БЛОК 1

  Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека (любовь к России, к своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества);

БЛОК 2

Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания (нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о младших и старших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

БЛОК 3

Воспитание трудолюбия творческого отношения к учению, труду, жизни (уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие

БЛОК 4

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое);

БЛОК 5.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей  среде, (экологическое воспитание): родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание);

БЛОК 6

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

 Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на этапе начального общего образования

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека

· получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);

• ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-_ролевых игр гражданского и историко_-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

• ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-_ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-_краеведческих экспедиций, изучения вариативных

учебных дисциплин);

• знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам)

 Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания

• получение первоначального представления о базовых ценностях  отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);

• ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путём проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

• ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

• получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

            • получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

• приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);

• участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время, которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственных предприятия, встреч с представителями разных профессий;

• участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

        Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

• участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

• получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологами, медицинскими работниками, родителями (законными представителями).

  Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

• усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России,других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование                                                                                                                                                                                                                                                       представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

• получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

• ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного

учреждения, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

• получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;

• обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы.

 Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

 Направления работы и формы взаимодействия

Направление работы

Объект социума

Формы взаимодействия

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека

-Учреждения культуры и досуга

-учреждения дополнительного образования

-проведение совместных конкурсов, фестивалей, праздников,  сюжетно-ролевых игр гражданского и исторического содержания,

-проведение Дня защиты детей

- проведение бесед, классных часов с приглашением сотрудников ОВД, ГИДББ , КДН - участие в совместных проектах (разработка и реализация социальных проектов)
-участие в совместных выставках

- проведение встреч с ветеранами войн, военнослужащими,

-проведение мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню независимости России, Дню толерантности и т.д.

Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания

-кружки

- учреждения культуры и досуга

- проведение совместных праздников, в том числе фольклорных, бесед, экскурсий

- организация посещения музеев, выставок, театров и т.п.

- организация экскурсий в г. Киров  посещений храмовых комплексов;

- участие в социальных проектах

- проведение акций, посвященных Дню пожилых людей, Дню инвалидов

- проведение природоохранных операций

Воспитание трудолюбия творческого отношения к учению, труду, жизни

Работа кружков

-проведение совместных трудовых                   акций, операций,
-проведение совместных конкурсов, фестивалей, праздников, ярмарок,

- проведение бесед- встреч с приглашением представителей разных профессий, выпускников школ

- проведение Дня знаний,

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

-Учреждения культуры и досуга

-ФАП
-Кружки

-проведение совместных бесед по формированию здорового образа жизни, привитию санитарно-гигиенических норм,
- проведение акции «Юность без наркотиков»
- проведение Дней здоровья
-проведение спартакиады для школьников
-проведение губернаторских соревнований
- организация просмотра фильмов  по здоровому образу жизни, а также негативного влияния табака, алкоголя, других психоактивных веществ.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей  среде, (экологическое воспитание):

 Экологический кружок

-проведение совместных бесед, праздников, конкурсов, викторин, сюжетно-ролевых игр экологической направленности

-участие в областной природоохранной операции «Наш дом – Земля»

-проведение совместных экскурсий в природу, походов

- участие в совместных проектах

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

Кружки

-проведение совместных бесед по эстетическому воспитанию,

- проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, культурно-досуговых программ   

-посещения  фестивалей народного творчества, ярмарок, тематических выставок, музеев
-  проведение  районного конкурса рисунков «Разноцветная радуга»

- проведение районного конкурса «Золотые руки»

 

   Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Необходимо восстановление с учётом современных реалий накопленных в нашей стране в советский период её истории позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:

· совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

• содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

• опора на положительный опыт семейного воспитания.

Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях. Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) должно отражать содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей необходимо согласовывать с планами воспитательной работы образовательного учреждения. Работа с родителями (законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней. В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы  работы :

Направление

Возможная тематика мероприятий с родителями

Возможные формы проведения

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека

«Традиции семьи, страны, народа»

«Права и обязанности участников процесса (или каждого члена семьи)»

семейная гостиная

 

расширенный педсовет с приглашением родительского комитета

Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания

«Город нашей мечты»


«Семь наших Я»
  «Я- родитель, я-приятель?!»

Внеклассное мероприятие  с родителями
деловая игра

обсуждение проблемных ситуаций

Воспитание трудолюбия творческого отношения к учению, труду, жизни

«Развитие трудовых навыков в семье»

«Как развить у ребенка желание читать»

«Как развить у ребенка работоспособность»

родительское собрание – диспут;


родительские консультации

 

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

«Здоровье детей»
«Папа, мама, я – спортивная семья»

«Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании»

вечер вопросов и ответов;


спортивные соревнования

лекция

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей  среде, (экологическое воспитание):

«Экологическое воспитание школьников»

«Мы жители Земли…..»

родительское собрание;


родительский ринг

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

«Эстетическое воспитание в семье»

«Внутренняя и внешняя культура ребенка, от чего она зависит?»

круглый стол

 

родительская конференция

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы духовно-нравственного воспитания младших школьников должно обеспечиваться достижение  учащимися:

* ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, к русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.

*начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

*начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, о взаимоотношениях в семье, между поколениями, этносами, представителями различных социальных групп.

*нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми.

*Ценностное отношение к труду и творчеству, к учебному труду, элементарные представления о различных профессиях.

* ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

* первоначальное представление о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

*ценностное отношение к природе.

*первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке по месту жительства.

*первоначальное умение видеть красоту  в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

* мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Материально – техническое обеспечение программы

Содержание каждой программы обусловлено спецификой  деятельности и возможностями приобретения ребенком знаний, умений, навыков, позволяющим ему быть успешным  в деятельности  и авторитетным среди  сверстников и взрослых.

Для реализации программы в школе имеются:

- кабинет информатики;

- спортивный зал;

- спортивная площадка;

- видеоаппаратура (видеомагнитофон, цифровой фотоаппарат, DVD-проигрыватель, мультимедиа-проектор)

Литература.

 1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;

2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ - М.: Просвещение, 1980;

3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991;

4. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

5. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.-  М.: Издательский дом «Покров», 2004;

6. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

7. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;

8. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;

9. Православная культура в школе: Учебно–методическое пособие для учителей общеобразовательных школ/ январь-декабрь / М.: Издательский дом «Покров», 2004;

10. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы.-М.: Глобус, 2007;

11. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/;

12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;

                     Тематическое планирование

Тема

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное  занятие

1

1

-

2.

Продолжение »